Пробная эксплуатация – это комплекс работ, связанный с долгосрочной добычей углеводородов из залежей в период разведки. Целью проведения пробной эксплуатации является уточнение имеющейся и получение дополнительной информации о геолого-промысловых характеристиках пластов и залежей, комплексное геолого-геофизическое и гидродинамическое исследование скважин для составления проекта разработки месторождения. Для недропользователей, пробная эксплуатация ценна еще и тем, что позволяет добывать и реализовывать углеводороды в период разведки, изыскивая тем самым дополнительные средства для финансирования геологоразведочных работ.  Напомню, что вне пробной эксплуатации в период разведки, скважины могут эксплуатироваться (испытываться) в течение периода не превышающего 90 дней для каждого объекта испытания.

Новый Кодекс «О недрах и недропользовании» (далее – «Кодекс») ввел несколько новшеств в отношении регулирования пробной эксплуатации. Так пунктом 13 ст. 123 Кодекса установлен предельный срок пробной эксплуатации в 3 года. Ранее существовало  лишь ограничение на сжигание газа в период пробной эксплуатации, которое также не могло превышать 3 лет (это положение также сохранено в Кодексе), однако прямого ограничения периода пробной эксплуатации не вводилось.  При этом законодатель не определил: относится ли ограничение по сроку пробной эксплуатации к конкретной залежи (группе залежей), или распространяется на всю контрактную территорию в целом. Вероятнее всего, на практике, ограничение будет применяться именно к каждой залежи (группе залежей), поскольку п.4 ст.  136 Кодекса устанавливается, что проект пробной эксплуатации разрабатывается на каждую залежь (группу залежей) отдельно.

С проектом пробной эксплуатации связано следующее нововведение, привнесенное Кодексом.  Ранее проект пробной эксплуатации разрабатывался в рамках проекта оценочных работ, то есть не являлся самостоятельным документом. В новом Кодексе, проект пробной эксплуатации, наряду с проектами разведки и разработки отнесен к базовым, то есть первичным  проектным документам.  Анализ положений Кодекса показывает, что разработчики не просто повысили статус проектного документа, но и рассматривают пробную эксплуатацию как отдельную стадию разведки, предшествующую промышленной разработке (см., например, положения пунктов 4-8  ст. 121 Кодекса). Более того, из бесед с представителями Министерства Энергетики стало ясно, что компетентный орган, предварительно придерживается того мнения, что при осуществлении пробной эксплуатации именно проект пробной эксплуатации становится основным проектным документом, заменяющим собой проект разведки. Это подтверждается, в частности положениями Методических рекомендации по составлению проектов пробной эксплуатации нефтяных, газонефтяных и нефтегазовых залежей (совокупности залежей), утвержденных Приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 24 августа 2018 года № 329, в соответствии с которым в проекте пробной эксплуатации могут быть предусмотрены такие операции по доразведке как бурение скважин и даже ведение сейсморазведочных работ.   По моему мнению, такой подход не оправдан и порождает ряд проблем в правоприменительной практике.  В соответствии с положениями  пункта 2  статьи 135 Кодекса  проект разведочных работ разрабатывается на весь период разведки.   Пункт 6 той же статьи запрещает проведение работ по поиску, разведке и оценке месторождений, не указанных в проекте разведочных работ, а также при отсутствии такого проекта разведочных работ. Аналогично п.1. ст. 136 Кодекса запрещает проведение работ по пробной эксплуатации, не указанных проекте пробной эксплуатации, а также при отсутствии такого проекта пробной эксплуатации. Поскольку пробная эксплуатация относится к операциям периода разведки, для осуществления пробной эксплуатации недропользователю необходимо иметь как утвержденный проект разведки, так и утвержденный проект пробной эксплуатации. При этом, оба документа будут неизбежно дублировать друг друга (хотя и не в полном объеме). Также на практике часто встречаются ситуации, когда степень изученности контрактной территории неодинакова и на части территории уже проведен оперативный подсчет запасов (что является обязательным условиям для проведения пробной эксплуатации), а на другой все еще продолжаются поисковые работы. В такой ситуации оба проектных документа (проект пробной эксплуатации и проект разведки) не только будут сосуществовать, но и охватывать разные территории.   Хочется надеяться, что эти и другие проблемные вопросы, относящиеся к проведению пробной эксплуатации, найдут свое разрешение либо через внесение необходимых изменений и уточнений в Кодекс, либо через разъяснения компетентного органа, после накопления соответствующей правоприменительной практики.