«В связи с переездом срочно продам действующий бизнес». «Продам готовый бизнес с товаром. Продам строительную фирму с лицензией».  Объявлениями такого рода  пестрит интернет.

Поговорим о купле-продаже бизнеса на примере продажи 100% доли участия в ТОО. Как поступают наши представители мелкого и среднего бизнеса, когда хотят продать или купить компанию? Правильно — идут к нотариусу. Ведь  нотариально заверенная сделка всяко лучше не нотариальной!

А в результате, проходит совсем немного времени и новый владелец бизнеса сталкивается со всё новыми и новыми неприятными сюрпризами:

  • доначисление налогов и штрафов за прошедшие периоды;
  • появление кредиторов, не отраженных в бухгалтерском учете;
  • выявление обременений на основных средствах компании и т.д. и т.п.

Новый владелец обращается к старому с требованием разрулить старые косяки или вовсе забрать компанию обратно и вернуть деньги и начинается старый добрый судебный процесс… с гадательным результатом.

Можно ли всего этого избежать? Избежать – нет. Но вот повысить свои шансы в подобных спорах можно и нужно.

Итак, если Вы покупатель бизнеса (в нашем случае ТОО-шки)

  1. Проверяйте компанию перед покупкой. Многим знакомо понятие дью-ди́лидженс – комплексная проверка состояния компании (обычно перед инвестированием).  Но многие ли на практике проводят действительно комплексную  проверку.   Какой бы небольшой не была приобретаемая компания, тщательная юридическая и бухгалтерская проверка позволит избежать больших проблем в будущем. Юридическая проверка должна включать, помимо прочего, проверку правильности создания компании, формирования уставного капитала, наличия изменений в учредительные документы, получение необходимых согласований от сособственников на продажу, а также соблюдение преимущественных прав (если таковые имеются),  действительность лицензий и контрактов, наличие надлежащих прав на основные средства, включая недвижимое имуществ, наличие или отсутствие обременений на имущество, выданных гарантий и поручительств, наличие или отсутствие судебных и досудебных споров.  Кроме проверки по бумагам, необходимо проверить важные объекты и имущество компании вживую. Так как имущество может числиться только на бумаге, или быть в плачевном состоянии, требующим больших финансовых затрат. С результатами дью-ди́лидженс необходимо ознакомит продавца, который должен дать свои разъяснения по неясным или спорным вопросам, а после дать заверения, что у компании отсутствуют какие-либо дополнительные проблемы и обязательства, кроме отраженных в отчете дью-ди́лидженс. Все это должно быть сделано в письменной форме и заверено подписями соответствующих лиц, а не в разговоре по телефону или через мессенджеры. 
  2. Не используйте стандартные договоры купли-продажи, предоставляемые нотариусами.  Эти договоры не предусматривают ничего, кроме собственно продажи доли участи я (в случае с ТОО), а также порядка оплаты. Ваш договор должен определять множество вопросов, конкретный перечень которых зависит от конкретной ситуации  и договоренности сторон. В договоре обязательно нужно оговорить, что покупатель покупает компанию  опираясь на данные проверки и заверения продавца и, что в случае, если в течение определенного периода выяснится, что такие заверения или их часть оказались ложными или неполными, то покупатель вправе (помимо прочего) вернуть компанию продавцу и требовать  возврата уплаченных денег .
  3. Решите «на берегу»  вопрос с персоналом, поставщиками и клиентами. Бывает, ситуация, что вы покупаете готовый бизнес, а продавец уводит своих старых клиентов в свою новую компанию. И вместо наработанной клиентской базы вы получаете головную боль. Аналогичная ситуация может возникнуть и в результате ухода «ключевого персонала», особенно в сервисных и производственных компаниях.  Все эти вопросы можно и нужно урегулировать в договоре.
  4. В случае, если старый персонал уходит, определите четкий порядок и период передачи дел.
  5. Включите в договор условие о том, что в случае если после даты передачи компании будут выявлены какие-либо требования третьих лиц (включая государство) продавец обязан возместить покупателю все расходы, связанные с удовлетворением таких требований.  
  6. Не платите всю сумму за компанию сразу – оставьте часть суммы в виде гарантии исполнения Продавцом своих обязательств, чтобы из этой суммы можно было бы погашать возникающие расходы.

Может показаться, что волноваться при продаже компании нужно только покупателю? Но это совсем не так.  Добросовестный продавец не меньше покупателя должен быть заинтересован в том, чтобы сделка состоялась и не была впоследствии расторгнута или признана недействительной. Поэтому для добросовестного продавца важно документально зафиксировать что покупатель ознакомился с компанией ее финансовым и юридическим состоянием и готов купить ее именно в таком виде. Это позволит в будущем отмести аргументы недобросовестного покупателя, что ему, якобы, продали «кота в мешке». Для продавца  важно оговорить процедуру возврата компании, если все-таки в силу каких-то обстоятельств договор будет расторгнут или (того хуже) признан недействительным. Это может стать также важным, если компания продается в рассрочку и покупатель по каким-то причинам так и не сможет полностью за нее рассчитаться. Важно оговорить и срок в течение которого покупатель может предъявлять продавцу требования, связанные с компанией (по аналогии с гарантийным сроком  на товар).  

Есть еще множество нюансов, которые могут возникать при продаже и покупке компании. И если Вам показалось, что дело это довольно сложное, то Вам правильно показалось! При покупке и продаже компании участие грамотного юриста также необходимо, как и участие грамотного бухгалтера или аудитора.

Еще раз, предупредить возникновение проблем бывает гораздо проще и дешевле, чем преодолевать их последствия.  А у меня на этом все. Удачи вам и вашему бизнесу!