Нужно ли вносить изменения в устав хозяйственного товарищества в связи с изменением документов удостоверяющих личность участника товарищества? Давайте разбираться. 

В соответствии с положениями  п. 2 ст. 17 Закона Республики Казахстан «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью», Устав Товарищества  (за исключением товарищества, ведение реестра которого осуществляется  центральным депозитарием)  должен содержать имя, место жительства и данные документа удостоверяющего личность физического лица-участника  (учредителя). Соответственно, в случае если после утверждения устава реквизиты документа, удостоверяющего личность участника, отраженные в уставе изменяться, возникнет несоответствие между фактическими реквизитами документа и реквизитами, закрепленными в уставе. Обычно это не приводит к каким-то сложностям или проблемам, однако вопросы могут возникнуть, например, при отчуждении права на долю.  В связи с этим, в случае изменения данных  документа удостоверяющего личность физического лица-участника, возникает необходимость внесения изменений в устав. Решение о внесении изменений в устав принимается общим собранием Товарищества (или решением его единственного участника) в соответствии с положениями его учредительных документов.  

Кроме того, подпункт 2, пункта 1 статьи 17 Закона Республики Казахстан «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» устанавливает обязанность Товарищества «письменно извещать исполнительный орган, а также центральный депозитарий в случае ведения реестра участников товарищества об изменении сведений, предусмотренных подпунктом 2) пункта 2 статьи 17 … Закона». Статья 14-2 Закона Республики Казахстан  «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств» устанавливает, что изменения и дополнения в регистрационные данные юридического лица, филиала (представительства), указанные в подпунктах 1), 3), 4) и 5) части первой данной статьи, вносятся на основании электронного уведомления с приложением предусмотренных данной статьей документов. При этом юридические лица извещают регистрирующий орган о внесении изменений и дополнений в учредительные документы в месячный срок со дня принятия решения о внесении изменений и дополнений в учредительные документы. Сразу оговорюсь, что в отличие от случая не уведомления регистрирующего органа об изменении места нахождения юридического лица, нарушение установленного срок, в данном случае, не влечет возникновения административной ответственности. Тем не менее, поскольку обязывающая норма существует, необходимо ее, по возможности, выполнять.

Видимо именно в силу отсутствия ответственности за неисполнение обязательства по уведомлению регистрирующего органа, операция по извещению регистрирующего органа о внесении изменений и дополнений в учредительные документы юридического лица субъекта частного бизнеса, на момент написания настоящей статьи напрочь отсутствует среди услуг доступных на сайте электронного правительства. И это при том, что   процитированная выше норма Закона «О государственной регистрации юридических лиц…» предусматривает именно «электронное уведомление». Пока же можно воспользоваться автоматизированной услугой «Электронные обращения» на все том же сайте  www.egov.kz.